Россельхозбанк

Один из крупнейших российских банков выбрал Visiology, чтобы реализовать проект импортозамещения аналитической системы в закрытом контуре.
Россельхозбанк основан в 2000 году в целях развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий РФ.

Сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России.

После тщательного сравнения представленных на рынке вариантов Россельхозбанк выбрал Visiology в качестве платформы для миграции и дальнейшего развития аналитической системы.
Интегратор:

О выборе и внедрении платформы рассказывают

Кристина Проскурина, управляющий директор, РСХБ-Интех
Андрей Тепляков, управляющий директор, РСХБ-Интех
Дмитрий Корнишин, руководитель центра компетенций по BI в РСХБ
Ирина Поддубная, директор Департамента по работе с проблемной задолженностью физических лиц РСХБ

Задача

Из-за ухода зарубежного BI-решения Tableau с российского рынка Россельхозбанк столкнулся с необходимостью реализовать проект импортозамещения.

Новая аналитическая платформа должна быть зрелым продуктом с потенциалом развития под запросы заказчика, предоставлять возможности для Self-Service.

Для части подразделений банка наличие BI-инструмента критично, поэтому миграцию требовалось организовать в сжатые сроки.

Решение

На проекте присутствовало два центра компетенций — банка и интегратора GlowByte.

Этапы

Лето 2022 года
Пилотное развертывание системы и параллельное сравнение с другими предложениями.
Период с осени до конца 2022 года
Определение требований к новому решению и закупочные процедуры.
1
2
Начало 2023 года
Старт полномасштабного развертывания контура и настройки системы. MVP быстро запущен при помощи интегратора для миграции критичной для банка функциональности. Базовая система также развернута оперативно.
Первый квартал, начало второго квартала 2023 года
Написание технической документации. Окончание этапа обеспечило возможность взаимодействия и тестирования системы в средах разработки и тестирования банка с другими информационными системами.
3
4
Второй квартал 2023 года
Активная настройка, интеграция и адаптация системы с точки зрения кастомизации. В конце весны стартовала опытно-промышленная эксплуатация.
Лето 2023 года
Доведение системы до рабочего состояния, устранение дефектов, настройки.
5
6
Начало третьего квартала 2023 года
Доработки и эксплуатация системы со встраиванием в процессы; взаимодействие с вендором и развитие системы с получением новых релизов.
7

Выбор платформы

Как и многие другие организации, РСХБ до марта 2022 года использовал несколько ведущих BI-платформ (Tableau, Microsoft Power BI, Oracle BI). Практика анализа данных и визуализаций на базе Tableau активно развивалась как раз в тот момент, когда вендор ушел с российского рынка. Импортозамещение, а также невозможность продлить подписку подтолкнули к срочному выбору российской BI-платформы.
Учитывались такие критерии, как:
  • Объем команды.
  • Объем внедрений.
  • Открытость технической документации и комьюнити.
  • Дорожная карта развития вендора.
  • Эффективность взаимодействия с вендором, включая открытость и готовность поддерживать диалог в плане развития продукта.
  • Знакомство с продуктом внутренних команд.
В лидеры вышли две российские аналитические платформы, в том числе Visiology. Было проведено триальное развертывание системы в рамках временной лицензии.
После проведения пилота решающими аргументами в пользу Visiology стали:
Цельность и зрелость продукта. Альтернативные решения, по словам заказчика, представляют собой подзаказную разработку, а не готовый к внедрению и полноценному использованию продукт.
Доступное обучение работе на платформе в виде курсов и открытых материалов.
1
2
Широкое профессиональное сообщество.
3
Реализованные кейсы внедрения, обширная экспертиза.
4
В настоящее время Россельхозбанк работает на версии Visiology 2.33, планируется переход на Visiology 3.

Подготовка решения

К моменту истечения срока действия лицензии Россельхозбанк использовал Tableau в течение полугода.

На тот момент у банка уже были критически важные дашборды, которые требовалось оперативно перенести на новое решение.

Внедрение решения

На основе потребностей в BI-решениях были сформированы запросы к новой системе. Заказчик также определил, какие дашборды необходимо перенести немедленно, а какие могут некоторое время провести в «локдауне».

Внедрение системы началось с версии Visiology 2.29 — этот релиз содержал функции, необходимые заказчику на начальном этапе. Обновление произошло сразу на версию 2.33, без промежуточных релизов. По словам заказчика, во время опытно-промышленной эксплуатации предпочтительнее были бы хотфиксы, а не переход на новую версию продукта.

На стадии начальных компетенций, технических вопросов и MVP, которое было развернуто для обеспечения бесперебойности работы и функционирования дашбордов, серьезную роль сыграл интегратор. GlowByte подготовил документацию, выполнил согласование, работы по развертыванию и миграции имеющегося функционала. Также разработал недостающий функционал, провел программную обвязку.

В дальнейшем команда банка была усилена и самостоятельно вела развертывание системы во всех средах и основную инсталляцию. Команда внедрения формировалась в соответствии с запросами по компетенциям, которые требуются, чтобы разрабатывать дашборды Visiology. Четырех специалистов оказалось достаточно для выполнения всех задач, запланированных на 2023 год.
Мы не переучивали людей с других BI-платформ, а брали специалистов, которые готовы пробовать новое. Так как люди были нацелены на результат, это позволило даже в условиях банковской специфики реализовать несколько оригинальных решений в плане дашбордов, которые работают на базе Visiology.
Дмитрий Корнишин, руководитель центра компетенций по BI в РСХБ
Совместными усилиями с вендором и интегратором был реализован стандартный подход к организации конвейера CI/CD, автоматизирован сбор логов, а также обеспечена отказоустойчивость платформы согласно практикам HADR.

Большинство задач, таких как загрузка данных, авторизация пользователей и рассылки, были решены стандартными встроенными инструментами платформы. Кроме того, Visiology с готовностью реагировала на запросы довести продукт до определенных требований, добавляла необходимую информацию.

По словам заказчика, на начальном этапе у него не было полной уверенности, что удастся реализовать функциональность, которая была на Tableau. Но подозрения пропали со стартом работы.
Во многих бизнес-командах есть собственные аналитики разного уровня подготовки. На этапе внедрения Visiology зацепил нас функцией Self-Service и низким порогом входа для пользователей. Если нужен не мегадашборд, а простые визуализации и единая версия правды, которая находится в тонком клиенте, все бизнесовые аналитики при минимальном обучении могут быстро начать эффективно работать в Visiology.
Дмитрий Корнишин, руководитель центра компетенций по BI в РСХБ

Результаты

Visiology и инфраструктурный ландшафт, который был выбран и рассчитан Россельхозбанком совместно с интегратором, закрывает потребности бизнеса в плане дашбордов и уровня детализации на текущий момент и имеет резерв развития. Есть дашборды с детализацией по дням и даже по часам.

На конец 2023 года на Visiology было развернуто более 50 дашбордов, которыми пользуются порядка 500 пользователей.

Построение воронки продаж, которая формируется на базе разрозненных источников данных — aCRM, oCRM, Excel, Sendsay, MindBox, ИП РСХБ, — было автоматизировано в Visiology. В ходе решения задачи выявлены ошибки и некачественные данные, проведена их коррекция и автоматизирована загрузка. В результате время на подготовку воронки сократилось с восьми до двух часов. Уровень ручного труда был сведен к минимуму, а наглядная форма отчета позволяет легче принимать решения и исследовать полученные данные.

Кристина Проскурина: «Реализован проект автоматизации планирования и фактического расписания рабочего времени сотрудников. В результате внедрения стало больше понимания занятости ресурсов и фактического списания времени. Сократилось время и трудозатраты на подготовку отчетов — раньше сотрудники готовили их в Excel. Повысилось качество данных».

Одними из первых возможности Visiology оценили в департаменте по работе с проблемной задолженностью физических лиц Россельхозбанка.
Новая BI-платформа позволяет нам проводить оперативный контроль работы с просроченной задолженностью, отслеживать своевременность и полноту отработки каждого договора. Контакт-центр департамента по работе с проблемной задолженностью физических лиц получил доступ к интерактивным дашбордам, и теперь мы можем отслеживать происходящие процессы с кредитным портфелем, видеть результаты работы специалистов в наглядной форме, с подробной детализацией на графиках и диаграммах. Все это помогает управлять работой департамента на основе реальных данных и уже позволило добиться повышения эффективности работы с просроченной задолженностью и, в частности, достичь увеличения процента сдержанных обещанных платежей.
Ирина Поддубная, директор департамента
За 2023 год заказчик провел обучение несколько пилотных групп внутрибанковских аналитиков, которые хотят заниматься Self-Service. Есть успешно реализованные кейсы. Это подтверждает, что в Visiology базовый инструментарий понятен не только техническим специалистам. По отзывам команды внедрения, Visiology легко встраивается в классическую инфраструктуру банка.

При этом сложные детализации требуют доработки на JavaScript. Также банк хотел бы реализовать более гибкую, чем это сейчас возможно в Visiology, рассылку сформированных дашбордов и отчетов на регулярной основе.
На данном этапе в работе много реализуемой функциональности. Например, Система оперативного мониторинга, построенная с использованием Visiology, демонстрирует план-фактный анализ ключевых показателей эффективности и оценки деятельности региональных руководителей в сети. Реализуются проекты с ожидаемым бизнес-эффектом.
Андрей Тепляков, управляющий директор, РСХБ-Интех

Перспективы

Тиражирование продукта, использование для построения BI-срезов представления информации.
Развитие отчетности на базе Visiology с использованием Self-Service несколькими крупными командами банка.
1
2
Подключение к платформе новых пользователей (в рамках приобретенных 3000 лицензий).
3
Внедрение Visiology 3 с возможностью временной параллельной работы двух версий для бесшовного перехода.
4
Преимущества третьей версии для реализации потребностей банка:
  • Переход на систему хранения данных ClickHouse.
  • Разработка дашбордов в тонком клиенте.
  • Расширенные административно-управленческие возможности — улучшенные механизмы разграничения доступа к данным внутри BI позволят банку создавать гибкие схемы.
  • Расширенный Self-Service.

Примеры дашбордов

ЕСТЬ ЗАВЕРШЁННЫЙ ПРОЕКТ НА VISIOLOGY?

Заполните форму ниже, мы свяжемся с вами, и вскоре ваш проект появится на странице историй успеха Visiology!