Первое интервью

Опыт конечных пользователей Visiology. Как ИАС помогает в работе конкретным специалистам?

В плане поиска и обмена информацией переход на платформу Visiology – это как замена кнопочного телефона на смартфон.
Павел Сергеевич Антонов, заместитель начальника управления администрации Губернатора Ульяновской области по социально-экономическому развитию муниципальных образований
Павел, расскажите, пожалуйста, как шел сбор и обмен данными в управлении до внедрения платформы Visiology?
Я пришел в управление в 2018 году. На тот момент для сбора и хранения информации использовались анахроничные способы – таблицы в Excel и Word. Причем данные были разрозненные. Как правило, они запрашивались под конкретные мероприятия, их поиск шел в авральном режиме. Даже обмен данными внутри управления, не говоря о взаимодействии с другими подразделениями, представлял собой постоянную коммуникацию: обсуждали, кто чем располагает, на какую дату, что из этого актуально. Часть данных терялась, искажалась – обычное дело, когда сведения не содержатся в едином реестре с общим доступом.
Какие способы решения этой проблемы вы видели на тот момент?
У меня возникла идея создать для начала базу данных по муниципальным образованиям, чтобы управлениям было удобно их использовать: накапливать, систематизировать, иметь ретроспективные и актуальные сведения для анализа. Тогда не было специального программного обеспечения, поэтому мы пошли по пути формирования баз данных на платформе Microsoft Office. Это очень трудоемкая работа, причем ей занимался один специалист. Мы создали реестровую систему, но она тормозила.
Как началась ваша работа с Polymedia?
В 2020 году я плотно включился в работу по созданию Ситуационного центра Губернатора Ульяновской области, чтобы переложить наши базы данных на платформу.

В конце 2021 года началось формирование базы данных, которую мы назвали «Электронный паспорт муниципального образования». Система динамично развивается. Начинали с двух-трех разделов, а сегодня их 12, и еще два в активной разработке. В базе более 30 подразделов и более 200 показателей.
Какие цели вы ставили перед Polymedia?
Во-первых, консолидировать данные в одной базе, чтобы все заинтересованные лица, которые принимают управленческие решения, имели равный доступ к информации по временному срезу. Это и министерства, и исполнительные органы власти, и муниципальные образования, и депутаты Законодательного собрания Ульяновской области. Во-вторых, исключить потери и искажения при передаче данных. В-третьих, максимально визуализировать информацию в виде графиков, диаграмм, дашбордов.

Все эти задачи успешно выполняются.
В перспективе в какую сторону хотелось бы развить информационно-аналитическую систему?
Пока в системе ретроспективные или значимые на сегодняшний день данные. Электронный паспорт муниципального образования станет полезнее, когда появятся модели прогнозов. Сейчас мы накапливаем и систематизируем данные. Взяли статистику с 2015 года – ранее она не велась. Информация станет основой для построения прогнозов. Она позволяет с помощью экстраполирования данных примерно понять, куда пойдет показатель.
Опишите, пожалуйста, структуру и особенности паспорта муниципального образования в сегодняшнем виде.
Меню состоит из двух частей. Сверху карточки муниципальных образований. Два уровня – районные и городские округа и поселения. Открывая любой район, можно увидеть информацию о руководителе, представительных и исполнительных органах. То же для 143 поселений. Всего 167 карточек.

Содержательная информация по показателям такая: сколько населенных пунктов, сколько жителей в муниципальном образовании, динамика численности по сравнению с 2013 годом. Можно посмотреть каждый населенный пункт отдельно. Всего их 1006.

Самый большой раздел – показатели развития. В нем в виде графиков содержится вся статистическая информация по муниципальному образованию. Например, уровень жизни населения, зарплаты в учреждениях культуры. Около 100 показателей.
Кому полезна эта информация? Как ее используют на практике?
Справочная информация полезна для новых сотрудников ведомств. А статистические данные позволяют сравнить себя с соседями. Обычно муниципалы знают свои цифры, но не знают, что происходит на других территориях. Система помогает отслеживать динамику в сравнении. Есть и другие рейтинги, но в них меньше данных, чем в электронном паспорте.
Какой раздел оказался самым трудоемким?
«Объекты инфраструктуры». На его создание ушло больше двух месяцев. Информация уникальная. В разрезе населенного пункта все объекты, которые относятся к социальной или коммунальной инфраструктуре, отражены по трем параметрам: когда построено здание, действует оно или нет, в каком состоянии (аварийное, удовлетворительное и хорошее).
Кому полезен этот раздел?
Министерствам и депутатам: выезжая на территорию, они понимают, в какие объекты нужно вложить деньги, оценивают целесообразность вхождения объектов в программы по ремонту, переезда учреждений. Министерство образования видит, в каких зданиях располагаются школы, сколько километров от них до Ульяновска, до административного центра.
Расскажите, пожалуйста, о разделе «Точки роста экономики». Какие данные в него входят, как их использует руководство?
Он создан весной 2023 года. В нем отображаются перспективные частные организации, способные развиваться: новые либо действующие, которые планируют модернизацию, увеличение количества рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет. Мы видим название компании, профиль деятельности, прогнозы развития. На карте также показаны координаты предприятия. Точки роста мониторятся. Например, выделены организации, которые по той или иной причине приостановили выполнение планов.

На практике определяются меры возможной поддержки: выдача разрешений, предоставление земельных участков, снижение административных барьеров. За каждой точкой закреплено отраслевое министерство. Губернатор на выездах встречается с руководителями предприятий, пользуется этой справочной информацией.
Рабочие поездки – отдельный модуль. В нем содержатся данные о том, как исполняются поручения по срокам. Сведения вносятся вручную, актуализируются раз в месяц-два. Используем эту информацию для подготовки докладов. Так Губернатор видит сводно-аналитический отчет на одной-двух страницах.
Перечислите, пожалуйста, коротко другие важные разделы и их основной функционал.
Часто используется раздел «Исполнение местных бюджетов». Ответственные лица смотрят, как дела с доходами бюджетов, информация нужна для подготовки к поездкам Губернатора. Этот модуль был одним из первых, мы взяли его как готовый в Polymedia, интегрировали к себе.

Далее средняя заработная плата. Отражаются данные за каждый месяц по всем муниципальным образованиям. Используется на выездах Губернатора и при подготовке рейтингов.

Демография – один из первых модулей системы. Помогает увидеть конкретные цифры и тенденции. Они используются при принятии решений о сохранении учреждений образования и культуры, при определении, какую территорию целесообразно включать в программы по ремонту и строительству, в нацпроекты. Дашборд заметно упрощает и ускоряет все эти задачи.

Образование – свежий подраздел. На карте показаны все школы с координатами, основными характеристиками: корпуса, классы. Помогает принимать решения, как простраивать школьные маршруты.
Сколько времени занимает разработка одного модуля?
Максимум – до двух-трех месяцев.
Как проходило обучение пользователей работе с Visiology?
Сотрудники Ситуационного центра помогали нам, рассказывали и показывали. Но многое интуитивно понятно. Я бы сказал, что специальное обучение работе на платформе не требуется.
Оцените, пожалуйста, насколько модернизировалась ваша работа после внедрения ИАС на платформе Visiology?
Разница колоссальная. В плане поиска и обмена информацией – это как до смартфонов и сейчас. В 2018 году работали, как в начале нулевых, и скачок произошел сразу на несколько уровней.
Перечислите основные преимущества работы с ИАС.
Скорость принятия решений, сокращение издержек, более высокое качество исходной информации за счет сокращения потерь.
Что можно улучшить в работе с платформой?
Прогнозирование. Возможности предиктивной аналитики используются не на сто процентов. При заинтересованности пользователей и выделенных ресурсах это направление можно было бы значительно развить.

Интервью с Павлом Антоновым

Примеры дашбордов

ЕСТЬ ЗАВЕРШЁННЫЙ ПРОЕКТ НА VISIOLOGY?

Свяжитесь с нами с помощью формы ниже, мы свяжемся с вами - и вскоре ваш завершённый проект появится на странице Историй успеха Visiology!