Бизнес-правила - это эквивалент формул расчётов в Excel, в рамках которых мы можем делать математические и логические операции при создании и описании формул.
СОЗДАНИЕ И НАСТРОЙКА
Сделать правила расчёта и поведения формы ввода можно в блоке Бизнес-правила в пользовательском интерфейсе.
Для этого переходим на Главную страницу Smart Forms, раскрываем список разделов и выбираем пункт Бизнес-правила, перед нами открывается список правил, которые уже есть в системе. Нажимаем кнопку "Добавить" и создаём новое правило для формы.
Само бизнес-правило строится на тех данных, которые у нас есть в Smart Forms.
В базе поддерживаются математические и логические операции. Если в процессе потребуются сложные расчёты, то их можно подключить на уровне скрипта.
Для того, что бы формула выполнялась делаем правило активным.
Дальше есть параметр "Не вычислять зависимости". Он удобен, когда формула находится в стадии отладки (создания). В этом случае отключается учёт данных, которые приходят с других форм.
Если в форму приходят данные из другой формы ввода, они могут пустыми, и в этом случае формула при расчёте будет выдавать ошибку, что бы исключить это - достаточно включить параметр "Принимать незаполненные ячейки группы показателей за нулевые значения". Нам этот параметр не понадобится пока.
!Важный момент. В формуле расчёта обязательно нужно учесть сценарий, когда данные делятся на ноль.
И дальше нам нужно выбрать в рамках какой группы показателей будет выполняться расчёт. Выбираем свою таблицу фактов. Как только мы её выбрали - становится доступен функционал ввода формулы. Справа отображается дерево элементов, и мы можем использовать данные из других групп показателей.
Нам для расчёта пока интересна только одна Группа Показателей, которую мы создали, раскрываем список её измерений и для удобства добавляем двойным кликом показатели в поле ввода формулы.
Считать мы будем по формуле:
c=a/b*100
При добавлении показателей будет прописываться его название, поэтому конечная формула будет выглядеть примерно так:
Если понадобится, то можно рассчитывать итоговые значения. Для этого нужно выбрать функцию агрегации для неё (см. рисунок выше, в зелёной рамке) и нажать кнопку "Добавить, при этом в формулу добавится функция TOTAL.
Так же можно рассчитать данные для определённой ячейки, для этого можно вызвать функцию CROSS, нажав кнопку "Пересечение". Подробнее познакомимся с этой функцией, когда будем делать формы формато-логического контроля.
Советую всегда оставлять описание к форме, так как самих форм может быть очень много! Укажите в нём описание формулы и что она делает.
ViTalk
Виртуальный ассистент
Напишем в описании, что рассчитывает наша формула - "Расчёт % выполненного плана". И нажимаем кнопку "Сохранить".
Зачем мы делали эту настройку и что изменилось?
Теперь, если перейти в форму и открыть её. То столбец "% исполнения" стал серым. Это означает, что данные в нём заполнить невозможно, они рассчитываются по формуле, что мы добавили. Это снижает не только риск ошибки, но и освобождает время.
Таким образом, мы настроили форму для заполнения, настроили правила её заполнения и создали формулы (ячейки), в которых считаются данные. Что в свою очередь повысило уровень доверия к данным и значительно снизило риск ошибки.