Smart Forms

Создание и настройка модели данных

Интерфейс

Прежде чем приступить к настройке модели данных, немного об интерфейсе платформы.
Для версии VISIOLOGY 2
Для версии VISIOLOGY 3*
Для того чтобы попасть в панель администрирования, нажмите иконку с шестеренками в правом верхнем углу экрана и из выпадающего списка выберите Smart Forms.
Для того чтобы попасть в интерфейс Smart Forms и в панель администрирования,
введите в адресной строке браузера:

http://<адрес>/v3/smart-forms

Здесь <IP> — IP-адрес или домен вашего сервера.
Далее нажмите иконку с шестеренками в правом верхнем углу экрана.
*Актуально для версии 3.9
Страница настроек состоит из пространств, поделенных на три блока:
  1. Лента с вкладками для быстрого перехода к настройкам каждого компонента;
  2. Панель настройки выбранного компонента и меню, в котором выполняются действия по администрированию базы данных.
  3. Окно настроек, в котором непосредственно изменяем сами настройки.
Интерфейс настроек Smart Forms состоит из шести разделов. В процессе курса мы коснемся каждого из этих пунктов.
На данный момент как-то «кастомизировать» интерфейс Smart Forms не получится :(
ViTalk GPT
Виртуальный ассистент

Создание и настройка измерений

Перед созданием формы ввода вспомним структуру OLAP-куба. Он состоит из таких компонентов, как:

Показатель (атрибут) — это элемент, который мы можем каким-либо образом агрегировать (посчитать) и проводить различные математические действия.

Измерение — то, что добавляет нам контекста для совершенного факта, смысловая характеристика.

Группа показателей — это элемент, который объединяет между собой атрибуты и измерения.
Когда мы настраивали ViQube, то относили колонки таблицы к показателям и измерениям.

В настройках же Smart Forms мы сами создаем структуру: колонки, измерения и правила.

Поэтому сначала нужно продумать модель данных нашей формы, так, чтобы ее можно было интегрировать в структуру компании. Если это сложно, то предварительно можно нарисовать схему ручкой в блокноте.
!
Перед созданием любой модели данных (групп показателей) необходимо четко знать, сколько и каких элементов многомерной структуры в ней будет (показателей, измерений), так как при внесении изменений в структуру (например, добавлении нового показателя) вы можете потерять все данные.
Далее нам необходимо добавить атрибуты и настроить их параметры. Это важный этап, так как измерение состоит из атрибутов и существовать без них не может.

Допустим, категория, подкатегория и наименование продукта. В этом случае у нас будет список из трех атрибутов.
Через панель администратора заходим в пункт «Измерения» и нажимаем кнопку «Измерение», чтобы добавить новое.

Справа, в появившемся окне, мы как раз и делаем все настройки. В нем мы даем название, отмечаем пункты, если нужно это измерение сделать как «Показатель» и/или «Отобразить на главном экране», в пользовательском интерфейсе. Если НЕ выбрать этот пункт, то доступ к редактированию измерения будет только у администраторов. Если же выбрать данный пункт, то у пользователей появится доступ к редактированию данного измерения.

  • Дадим измерению имя «Филиалы».
В интерфейсе Visiology 3 также можно указать, в какую Рабочую область и Набор данных мы можем перенести данные.

  • ⚠️ Не забывайте, что Рабочие области и Наборы данных для Измерений, Показателей и Группы показателей должны быть одинаковыми.
Теперь добавим к измерению Атрибуты, так как построить без них модель данных невозможно. Окно работы с атрибутами находится в правой части экрана.
это эквивалент колонки данных в таблице, только в терминологии многомерного представления.
Атрибут
Можно добавить атрибут, нажав на кнопку «Атрибут», или отредактировать уже имеющийся в списке, нажав на иконку с карандашом.
Советую отредактировать имеющийся атрибут и дальше добавлять новые.
ViTalk GPT
Виртуальный ассистент
После этого открывается окно редактирования. В нем имеются настройки двух типов:
1) свойства атрибута;
2) тип данных атрибута.

1) Свойства атрибута определяют его поведение.
Состоит из следующих настроек:
  • Значение атрибута должно быть уникальным, при выборе этого пункта записи с одинаковыми названиями создать будет невозможно;
  • Атрибут является частью уникального ключа, свойство определяет вхождение атрибута в состав уникального ключа. Уникальный ключ — значение, которое является уникальным в каждом элементе измерения;
  • Обязательный для заполнения. Если этот пункт активен, то система не даст сохранить пустое значение атрибута;
  • Группировочный атрибут содержит в себе набор вложенных элементов и выступает в роли элемента иерархии (например, категория, подкатегория товаров, а название товара уже будет заголовочным атрибутом);
  • Заголовочный атрибут — элемент, который будет находиться в роли наименования/названия.
2) В данном блоке настроек мы определяем тип данных для колонки (столбца). Мы можем задать: Строка, Текст, Дата, Целое число, Вещественное число, Ссылка.

Если мы выбираем тип данных Ссылка, то можем ссылаться на значение другого измерения и выбрать атрибут из заранее утвержденного списка.

Назовем наш атрибут «Наименование» и зададим параметры:
  • заголовочный атрибут;
  • тип данных «Строка».

Отлично! Теперь добавим в наше измерение список городов, в котором у нас есть филиалы.
Чтобы это сделать, нужно нажать на знак « в строке нужного измерения и выбрать пункт «Создать элемент». Справа появится панель (меню).

Для удобства поле для ввода можно сделать больше, нажав на значок стрелки вверх.

Добавлять элементы можно как по одному, так и списком, но каждый новый элемент должен начинаться с новой строки. Знаков препинания ставить не нужно.

Также можно скопировать список атрибутов из выгрузки или списка и просто вставить в поле.

Создание и настройка показателей

Как мы помним, группа показателей всегда состоит из пересечений измерений и показателей. Измерение мы создали, теперь нам нужно добавить к ним показатели. Делается это в этом же интерфейсе Измерения.

Нажимаем кнопку «Измерение», появляется панель работы с измерениями. Дадим имя нашим показателям «Показатели Филиалов».
Для того чтобы определить атрибут как показатель, нужно включить настройку «Используется как Измерение показателей». И у нас сразу добавились системные показатели, которые в дополнение к свойствам атрибута будут характеризовать показатель.

Также по умолчанию добавляется атрибут «Наименование», который можно настроить в зависимости от кейса.

После этого сохраняем настройки.
Добавление показателей делается таким же образом, как измерений: нажимаем на « в строке нужного нам показателя. И в окне справа, каждый с новой строки, добавляем их, и давайте заранее добавим тот показатель, который мы дальше будем рассчитывать:
План
Факт
% исполнения

Также в настройках можно выбрать единицы измерения, функцию агрегации и точность отображения.
Отличить показатели от измерений в общем списке очень просто:

Создание группы показателей

Последним этапом нужно создать группу показателей. Для этого на панели слева переходим в блок настроек «Группы показателей» и нажимаем соответствующую кнопку.
Даем имя группе показателей (как вам будет удобно). В отдельной строке выбираем из списка «показатель» и добавляем измерения, поставив галочку напротив нужного.

При добавлении показателя появляется иконка добавления и настройки системного календарного измерения, при необходимости его можно добавить к группе показателей.
При добавлении «Календаря» в Группу показателей и установки ограничения для календарного измерения
всегда сначала выбирайте дату конца действия периода («ДО») и только потом устанавливайте дату начала действия периода («ОТ»). Подробнее об этом в блоке «Тиражирование».
ViTalk GPT
Виртуальный ассистент
Отлично! Мы сделали важный элемент для формы ввода. И теперь на основе этой группы показателей создадим свою форму ввода.
Показатели
Измерения
Создание формы для заполнения
Настройка таблицы, которую видит пользователь
Настройка
бизнес-правил
Настройка
контроля заполняемых данных
Создание тиража
Добавление системы согласования
Группа показателей
Справочник
Форма
Как вам курс?